четверг, 14 января 2016 г.

Цитаты из книги Джеффа Сазерленда - "Scrum. Революционный метод управления проектами"

Я работаю менеджером проектов в ИТ уже не первый год и мне хорошо знакомы основные методологии разработки программного обеспечения. Некоторые из них были успешно испробованы на практике. Но в декабре я сменил место работы, и в моей новой компании (которая кстати очень крутая), у проектных менеджеров нет выбора методологии для разработки. И это не плохо, потому что по-дефолту, каждый проект в моей новой компании разрабатывается с помощью методологии Scrum - методологии, которая является однозначно наиболее распространенной и популярной в 21 веке.
В связи с этим я решил быстренько подтянуть свои знания с помощью чтения книг (само собой это была библия - Succeeding with Agile от Майка Кона), достать из тумбочки свои запылившиеся сертификаты Scrum Master'a и Product Owner'a и быстро внедрять этот фреймворк на своих проектах. Кроме всего прочего на просторах интернета мне попался в руки новенький труд основателя методологии - Джеффа Сандерленда.



Чтиво скорее приключенческое, чем публицистическое, читается легко и живо. Здесь полно примеров из жизни и прочих лирических отсуплений. Я понавыделял штук 30-40 цитат, что очевидно означает то, что я остался неравнодушен к этой книге. Почему я вдруг сегодня решил поделиться текстом по проектному менеджменту? Потому что сегодня я услышал отличную новость от своего работодателя - не успев проработать в компании даже полутора месяца, мне уже поручили читать четырехчасовой скрам тренинг внутри компании для сотни коллег.
Я обрадовался предоставленной мне чести и захотел собрать в кучу все свои знания, чтобы структурировано и интересно подать свою презентацию аудитории. Поэтому, прежде чем разбирать предоставленные мне материалы, захотелось поработать с заметками с этой книги, чтобы какие-то интересные фишки отсюда включить в свой тренинг. А если я работаю с заметками из книг - это не проходит мимо читателей моего блога, поэтому давайте посмотрим, что за цитаты о скраме, я посчитал нужным сохранить для себя и для вас:)
Процесс, описанный мною, назван «проверять и адаптироваться». Иначе говоря, в любой подходящий момент и как можно чаще следует прерывать сиюминутную работу, пересматривать то, что уже создано, и выяснять, все ли сделано, что нужно, и как это выполнить лучше. Мысль крайне простая, но ее воплощение потребует от вас внимательности, самоанализа, честности и дисциплины.
Inspect and Adapt - да, наслышаны:)
Они просто не могли знать фактической даты окончания проекта, поскольку были не в курсе, с какой скоростью в состоянии трудиться их группы. Вот о чем я постоянно твержу руководству: «Я смогу назвать срок, только когда вижу, насколько эффективно будет действовать команда. Насколько быстро исполнители станут работать. В какой степени они разгонятся».
Это к тому, что traditional approach не эффективен и идет лесом.Мне нравится эта идея. Производительность нужно измерять и действовать на основании данных, полученных эмпирическим путем. Никто не знает в сентябре, с какой скоростью команда будет работать в январе. Никто, даже появление нового джуниора в команде может повлиять на производительность.
Прежде всего, крайне важно, чтобы участники группы выяснили причину, мешающую ускорять процесс разработки
Inspect and Adapt cюда же. Если что-то не устраивает - все вместе мы должны понять, в чем причина проблемы и определить шаги для решения проблемы
любая задержка в рабочем процессе равнозначна преступлению — и только когда каждый руководитель нутром поймет это, произойдет подлинный взлет Scrum
Да, никаких боттлнэков и импедиментов. Ничто не должно блокировать ребят.
Проектные группы Scrum, хорошо выполняющие работу, в состоянии добиться такого уровня продуктивности, который мы называем «сверхэффективность». В это трудно поверить, но мы регулярно наблюдаем, как группы, отлично усвоившие нашу методологию, поднимают производительность на триста или четыреста процентов. Лучшие команды добиваются даже восьмиста процентов, причем повторяют свой успех много раз. Кроме того, обычно более чем вдвое повышается качество работы
Это цель каждой команды. Разогнаться до скорости 180 км/час и включить круиз контроль:)
Эта методика требует практики, внимания и постоянных усилий для достижения нового состояния — состояния, в котором процессы текут непрерывным потоком и все происходит как надо
Continous improvement is a key.
Не гадать.Планировать, действовать, проверять, корректировать. Планируйте то, что собираетесь выполнить. Сделайте. Проверьте, соответствует ли это тому, что вы хотели. Корректируйте на основании выявленных ошибок и изменяйте методы работы. Повторяйте цикл регулярно и добивайтесь непрерывного улучшения системы.
Все так просто. Но так мало команд следуют этому простому 4-шаговому подходу.
Oдин из основных принципов Scrum гласит, что члены команды самостоятельно решают, как они будут выполнять свое дело.
Руководитель отвечает за постановку стратегических целей, но решение, каким путем достигать этих целей, принимает команда
Никакого директивного управления. Команда - self-organized entity.
Но исследования неуклонно показывают, что мы в состоянии запомнить за один раз лишь четыре фрагмента информации. Классический пример — предложить запомнить последовательность из двенадцати букв: fbicbsibmirs. Обычно людям удается удержать в памяти где-то не больше четырех букв — если только они не догадаются, что эту последовательность можно «разрезать» на четыре хорошо известные аббревиатуры: FBI, CBS, IBM, IRS. Вы запоминаете больше, когда удается вытянуть из долгосрочной памяти соответствующие ассоциации. Но часть памяти, связанная с центром внимания, то есть ее сознательная часть, может удерживать единовременно не более четырех объектов.
Класснющий пример с последовательностью fbicbsibmirs, который доказывает, что мы в состоянии закончить всего 4 структурированных фрагмента информации.
Потребовалось несколько раз посмотреть, как регбисты исполняют хаку, прежде чем разработчики команды, находившейся не в лучшей форме, захотели стать такими же. Они выделили четыре достойных подражания момента и попытались сформулировать собственные правила. 
Во-первых, абсолютная концентрация на достижении цели, которая создается, поддерживается, укрепляется и все более активизируется благодаря маорийскому ритуалу. 
Во-вторых, тесное взаимодействие, которое символизируют поднятые руки игроков, сплетенные вместе в движении к общей цели. 
В-третьих, стремление подавить противника — все, что встает на их пути, должно быть уничтожено. 
В-четвертых, всеобщее ликование, когда один из игроков прорывается с мячом вперед, — имя игрока не имеет значения, поводом для торжества служит сам факт прорыва
Цикл Деминга: Plan - Do - Check - Act в исполнении регбистов.
Скрам-мастер должен обеспечивать проведение всех коротких собраний, смотреть за их открытостью и самое важное — помогать группе справляться с помехами, мешающими ходу работ.
И не только коротких собраний - всех собраний. I'm an impediment fighter!
Скрам-мастеру полагается понимать главное: препятствия могут быть в самом процессе разработки программного обеспечения, а не только в том, что какой-то компьютер засбоил или Джим из бухгалтерии повел себя как кретин. 
Очень хорошее замечание!
Основная забота скрам-мастера — вести команду к непрерывному совершенствованию и регулярно искать ответ на вопрос «Как нам делать еще лучше то, что мы уже делаем хорошо?».
Не расслабляемся, отдыхать будем под землей. Непрерывное совершенствование - вот в чем вся соль. Причем непонятно на каком слове тут фокусироваться: непрерывное или совершенствование?
После тщательного пересмотра законченного спринта группа спрашивает себя: «Что мы можем изменить в своем подходе к работе? В чем причина возникающих помех?» Если все постараются ответить на эти два вопроса откровенно, команда сможет двигаться дальше с немыслимой скоростью.
Прелюдия к ретроспективе.
Он говорит, что все мы являемся созданиями системы, в которую включены. Методика Scrum, принимая реальность, вместо того чтобы искать виноватых, пытается изучить систему, ставшую источником ошибки, и исправить ее. 
Когда эксперимент Милгрэма обсуждают со студентами, обычно их внимание стараются обратить на то, что преступной была система, в рамках которой действовали обычные люди, но самих исполнителей лучше не считать преступниками. Однако эксперимент преподносит нам всем суровый урок. Если принять его как неоспоримый факт, то что он должен сообщить о тебе самом?
Эксперимент Милгрэма - это тот самый, когда ученый (авторитет) приказывал испытуемому жать на кнопку, чтобы жарить током кричащего чувака в камере, а испытуемый жал эту кнопку и в конце концов убил чувака. Вопрос: кто виноват? Испытуемый, руками которого было совершено убийство или ученый, который по факту приказал убить.
Автономность. Дайте команде свободу принимать самостоятельные решения, возможность действовать по собственному усмотрению — уважайте высочайших профессионалов. Суть в способности работать не по стандартным схемам в любой ситуации
Команда сама знает, как делать свою работу, здесь я не лезу. Моя задача убедиться в том числе, что она правильно поняла от Продакт Овнера ЧТО делать.
как только команда утверждает список требований, задачи из этого списка «блокируются». Никто не имеет права их менять или вносить добавления. Позднее я подробнее остановлюсь на причинах такого запрета, но пока просто запомните: если вмешиваться и отвлекать команду, ее работа существенно замедлится.
Жаль, что один мой клиент не понимает по-русски. Вроде бы повторяешь ему по-английски, но плохо доходит - похоже нужно обьяснить по-русски и матом.
Первым делом он нарисовал схему всех коммуникационных связей в группе: кто с кем говорил, к кому от кого поступала информация, а если не поступала, то почему. Такая схема позволяла выявить узкие места и сотрудников, сидящих на нужной информации, но скрывающих ее от других. Чем выше уровень коммуникационного шума, то есть когда все обо всем знают, тем быстрее работает группа. В сущности, при таком аналитическом подходе удается измерить, насколько хорошо все осведомлены, что должен делать каждый участник группы, чтобы задание было выполнено
Открытость всей информации - ключ к построению по-настоящему прозрачного взаимодействия.
Во-первых, они должны проходить каждый день в одно и то же время. Идея заключалась в том, чтобы придать группе ощущение регулярного ритма. 
Во-вторых, ежедневное собрание не могло длиться дольше пятнадцати минут. Мы хотели быть решительными, прямолинейными и пунктуальными. Если возникала тема, требующая дополнительного обсуждения, мы ее для себя отмечали и встречались дополнительно после. Суть была в том, чтобы успеть обменяться самой актуальной и ценной информацией за короткое время — буквально на ходу. 
В-третьих, предполагалось активное участие всех членов группы. Мне показалось, что самый подходящий вариант для этого — проводить собрания стоя, на ходу, почти не отрываясь от дел. Таким образом, все будут активно говорить и слушать, но такой режим не позволит встрече затянуться
Правила хорошего тона, при проведении стэндапа. И умозаключения создателя методологии Скрам - почему все именно так (между нами говоря, все кроме третьего пункта у нас чудесно функционирует. Третий пункт нет, поскольку нужно созваниваться по конференц-связи с ребятами с другой страны, поэтому все сидим:(
Чья-то пассивность не просто признак лени, она наносит ущерб и всей группе и каждому участнику команды, лишая всех будущего успеха. Если кто-то проявил инертность, на это следует немедленно реагировать.
Да, пассивность - это та еще чума. Передается со скоростью звука между девелоперами.
Проблема в том, что слишком большие запасы готовой продукции наносят практически такой же вред, как и запасы незавершенной продукции. Если вы вкладываете большие деньги в продукт, который не приносит прибыли, у вас не будет ресурсов для создания других продуктов и услуг. Вы не проведете рекламной кампании, не справитесь с продажами, не займетесь поиском и внедрением инновационных идей. Некоторый запас иметь, конечно, необходимо, но его нужно свести до минимума.
Поэтому нам нужен запас в продакт беклоге всего на пару спринтов, без оверхедов.
работа допоздна не свидетельствует о преданности делу, скорее, это признак неисправности системы. «Я вовсе не забочусь о том, чтобы вы восстановили равновесие в своей жизни, — говорил он работникам. — Все дело в том, что так вы больше успеете сделать
Да, круто! Процитирую своим ребятам - теми же словами!:)
расставили приоритеты. Чаще всего люди отвечают на вопрос «что дальше?» довольно однозначно: важно все. Тогда Брент решил сформулировать более четко: «Что принесет проекту наибольшую ценность?» Вот с этого и начнем.
Вот по какому принципу Продакт Овнер распределяет приоритеты в беклоге продукта. И никак иначе!
Использование последовательности Фибоначчи для измерения масштабов задач позволяет этим оценкам не быть точными на все сто процентов. Ничто не будет точно пятью, или восемью, или тринадцатью, но, применяя эти числа, можно собирать мнения о масштабах задачи в условиях, когда все пользуются приблизительно одной системой измерения, — так мы быстрее достигнем согласия.
Я был всегда скептически настроен по поводу планнинг покера... Я не понимал просто, как это может работать. Но с первых дней работы в новой компании, мы начали использовать оценивание задач с помощью чисел Фибоначчи - и я должен сказать, что это чертовски круто: очень легко и занимательно:)
только тот, кто непосредственно выполняет проект, знает, сколько он требует времени и сил.
Поэтому никаких оценок со стороны. Только исполнители оценивают (уже как-то наступал на эти грабли)
Узнайте свою динамику. Каждая команда должна точно знать, сколько работы она может выполнить за один спринт. Она должна знать, насколько может повысить динамику производительности, работая разумнее и устраняя все, что встает на пути и тормозит ее работу
Все меряем, все считаем:)
Нас награждают и хвалят не за то, что происходит с нами в пути, а лишь за успешное завершение путешествия. Общество вознаграждает нас за результаты, а не за сам процесс; за то, что мы достигли цели, а не за то, что мы прошли тот путь, который к ней ведет
А главное ведь процесс! Именно в нем мы тратим 99,99% времени
Тем не менее в своей повседневной жизни мы все время находимся «в пути». 
Но если нам будут воздавать должное только за результат, а не за процесс его достижения, то жизнь станет довольно скверной.
Нас подводят к созданию фреймворка счастья. Именно в этом моменте, если я не ошибаюсь, Джефф приводил пример внедрения Scrum'a в голландской школе на уроках химии. Чертовски круто:)
Дальше много о том, что производительный сотрудник = счастливый сотрудник :)
Счастливые люди добиваются большего — на службе, в личной и общественной жизни. Они получают высшее образование, находят лучшую работу, зарабатывают больше денег, дольше живут. На мой взгляд, это замечательно: за что бы ни брался счастливый человек — все и всегда у него получается лучше и быстрее. 
Довольные сотрудники могут реализовать больше вашей продукции, принести вам больше доходов, их рабочий процесс обходится вам дешевле, они реже увольняются, они здоровее и дольше живут.
Счастье приводит к успеху практически в любой сфере нашей жизни, в том числе в браке, здоровье, дружбе, общественной деятельности, творчестве и особенно в профессиональной сфере — карьере и бизнесе.
Метаанализ, проведенный группой Сони Любомирски, показал, что 
люди, считающие себя счастливыми, обычно
- не имеют проблем с поиском надежной работы и занимают на ней более крепкие позиции:
они производят лучшее впечатление на собеседованиях; 
- их быстрее оценивает по достоинству руководство;
- они имеют высокие достижения и демонстрируют превосходную производительность;
- именно они становятся лучшими управляющими
 - именно состояние счастья определяет, что блестящие перспективы людей реализуются в их жизни; состояние счастья приводит их к превосходным результатам;  
- состояние счастья является индикатором их процветания.
Совершенно согласен с выводом ученых. Люди счастливы не потому, что успешны. Они преуспевают, потому что счастливы. Счастье — это прогностический критерий, или, на языке программистов, «предсказывающая метрика». Человек мало-мальски начинает радоваться жизни — и уже добивается лучших результатов. 
Все вышеприведенные цитаты о счастье - просто бриллиантовые! Быть счастливым, ощущать счастье каждый день - вот ключ!
Самый лучший способ добиться непрерывного совершенствования, который мне удалось найти, я назвал индексом счастья. Это простой и весьма эффективный способ
Ниже кайдзеновский способ стремления к счастью на работе
Вот как функционирует этот способ: в конце спринта каждый участник группы должен ответить на несколько вопросов. - Оцените свою роль в компании по шкале от одного до пяти. - Оцените компанию в целом по той же шкале. - Почему вы так считаете. - Назовите вещь, которая может сделать вас счастливее в следующем спринте.
Единственный путь к счастью сотрудника, которое будет на пользу и другим заинтересованным лицам, лежит через чувство самореализации, возникающее от хорошо выполненной важной работы. Мы должны стремиться к тому, чтобы не просто сделать сотрудников «счастливыми», но к тому, чтобы сделать это, помогая им совершать великие дела. Проще говоря, компания должна заработать приверженность своих сотрудников ее миссии и успеху и помогать им, в свою очередь, заработать лояльность клиентов
Покорение высшей ступени в пирамиде Маслоу делает людей по-настоящему счастливыми. Хотя, нет. Наиболее правильный ответ на этот вопрос представлен ниже:
Что именно делает людей счастливыми? Скорее всего, те же самые обстоятельства, благодаря которым возникают все успешные коллективы: независимость, мастерство и целеустремленность. Или, говоря другими словами: способность управлять собственной судьбой; ощущение, что вы в состоянии все преодолеть; понимание, что вы служите высшей цели
Вот оно! Independence, Mastery, Purpose. Помню года 2.5 назад, на тренинге Джеффа МакКенны, гуру об этом много говорил - но я тогда не понял. Потому что не был готов, очевидно. За то сейчас дошло:)
Руководители должны поддерживать независимость сотрудников, доверяя им принятие решений в рамках их работы. Они должны следить за тем, чтобы люди были в курсе всего, что происходит в организации, поскольку, по словам самих опрашиваемых, «делать свое дело в информационном вакууме скучно — не испытываешь энтузиазма». Помимо этого, руководители должны категорически пресекать недружелюбное поведение и любые попытки отравить корпоративный дух неуважением или грубостью; наконец, они должны обес­печивать оперативную и прямую обратную связь.
Отличное наставление!
«Мудрый шут» — это человек, задающий неприятные вопросы или говорящий в лицо неудобную правду. С таким сотрудником не всегда просто, поскольку их часто считают источниками проблем, провокаторами, индивидуалистами и вообще некомандными людьми. Но такой «шут» необходим команде. Если нет уже готового, то можно подготовить на эту роль какого-нибудь участника группы.
Не думал об этом раньше. Пока не придумал, кто бы это у меня мог быть (хотя, в одной из трех моих команд есть такой чувак:))))
Счастье —это путешествие, а не пункт назначения. Истинное счастье можно найти в пути, а не в его завершении. Мы обычно награждаем только за результаты, но что больше всего нужно укреплять в людях — их стремление к величию.Счастье — хит сезона. Счастье помогает вам принимать лучшие решения. Когда вы счастливы, вы становитесь созидателями, не бегаете из компании в компанию и наверняка сделаете намного больше того, чем сами рассчитывали.Измерить счастье. Просто быть счастливым недостаточно. Нужно измерить чувство счастья и полученный результат сопоставить с результатами вашей деятельности. Все традиционные показатели берутся из прошлого.
Не будучи счастливым ни команда, ни человек не достигнут по-настоящему великих побед.

Основной момент, нас интересующий, — принцип расстановки приоритетов. Для этого нужно выяснить, какие пункты списка: 
- имеют самое большое значение для хода работ над проектом;- важнее всего для заказчика или будущего потребителя;- принесут максимальный доход;- проще всего осуществить.
Следует сразу уяснить простую вещь: в списке полно заданий, до которых у вас никогда не дойдут
Все верно.
Одна из плохих привычек, которая может появиться у компании из-за постоянно меняющихся потребностей рынка или из-за недопонимания руководством, в чем основная ценность, — это приоритизация всего подряд. Любая мелочь становится делом первостепенной важности. 
«Тот, кто защищает все, не защищает ничего» — эти слова, принадлежащие Фридриху II, королю Пруссии, которого потом назовут Великим, стоит запомнить. Не концентрируя свои ресурсы и свою умственную энергию, вы истончаете их до состояния несуществования
Да, расставлять приоритеты бывает непросто (особенно одному моему клиенту:)), но нужно, иначе погубит и себя и команду.
Не слушайте циников, которые говорят вам, что что-то не может быть сделано. Удивите их тем, что вы способны на все.
Я верю в это сам и призываю всех!
Я надеюсь, главное, что вы почерпнули из моей книги, — это понять, что все возможно, что мы можем менять положение дел, что не обязательно принимать вещи такими, какие они есть. 
Прислушаемся к словам Томаса Эдварда Лоуренса: Все люди видят сны, но по-разному. Сны, которые приходят ночью из отдаленных пыльных уголков разума, тают с наступлением дня и превращаются в ничто. Те же, кто видит сны наяву, с открытыми глазами, — опасные люди. Они могут превратить сны в реальность.
Очень круто все это:)
Мир меняется, и те, кому выгодна секретность и обман, скоро обнаружат, что осталось не так много мест, где они могли бы укрыться. Scrum меняет действительность, и несмотря на отчаянное сопротивление коррупционеров, бюрократов, карьеристов и просто лентяев, изменения неизбежны. Scrum позволяет работать настолько быстро, открыто и качественно, настолько лучше отвечает потребностям людей, что в конце концов этому методу суждено победить политиков, стоящих у него на пути
Все, кто хочет преуспевать, похоже выберет именно эту модель взаимодействия. Иначе в 2010-ых и 2020-ых просто не выжить.
Как любят говорить на Уолл-стрит, если вы не знаете, кто в комнате лох, этот лох — вы.
А это просто крутая поговорка, которой я не мог не поделиться:) даже не могу припомнить, к какому эпизоду в книге она относится:)


Комментариев нет:

Отправить комментарий