среда, 10 июня 2015 г.

Цитаты из книги Евгения Ленга - "Пространство.ua"

Евгений Ленг издал сборник своих интервью с видными деятелями интернет-бизнеса Украины. Я пару раз видел эту книгу, когда ее продавали на некоторых украинских ИТ-мероприятиях. Удивлению моему не было предела, когда я увидел рекламу этой книги на билборде на Виноградаре. Думаю, вот уж попадание в целевую аудиторию, в районе проспекта Свободы, в десяти километрах от ближайшего метро и в полутора от окружной. В общем Евгений явно хотел продать книгу, и надеюсь у него получилось. Стыдно признавать, но я начал ее читать, после того, как наш любимый ресурс ain.ua во всеуслышанье обьявил, что Пространство.ua выложено в свободный доступ.


Книга четко структурирована, интервью одного мастера, следует за другим, но мои цитаты обезличены. Мне понравилось одно высказывание - оно в списке, другая фраза - она также приведена ниже. Но не спрашивайте, кто и отвечая на какой вопрос Евгения, был его автором. Это может быть и Ольшанский и Сысоев. И Шимкив и какой-то чувак, которого я вообще не знаю, и не до конца понимаю (даже после интервью), почему он попал в этот сборник.
Важно принять во внимание, что книга была издана в 2013 году, поэтому конечно разговоры о перспективах и о сравнениях с Россией иногда смешно читать. Но ни Евгений, ни один из наших героев не подразумевал, что начнется такая канитель, потому прощаем и просто пропускаем такого рода разглагольствования. Я, честно, пропустил немало абзацев, в которых автор с героем обсуждал пути выхода на российский рынок, или какие-то личные подробности, общих знакомых. Или было смешно, когда стартап viewdle упоминается через слово, как едва-ли не единственный пример всем. Кстати, оказывается его купил не google, а motorola. Черт, как давно это было! Сейчас совсем другие звезды на рассвете:) Ладно, к цитатам:

Программистов мало, их не хватает. Специалистов, которые на базе труда программистов могут создать бизнес – еще меньше. Я получил первый опыт, он для меня был важен – опыт работы как с командой, так и с клиентами.
Да, мы универсальные солдаты - и в полях и в кабинетах можем!:) Нас мало, но мы есть:) Но да, нужно больше.
И Колодюк к вам заходил... Как вам работалось? Столько интересных «личностей в одной банке»!
– Для молодого специалиста нет ничего лучше. Когда вы начинаете свой трудовой путь, желательно увидеть крайности. Хуже всего оказаться в посредственной компании, где из года в год ничего не меняется. Там меня окружали очень яркие личности. Я это оценил и пытался понять пределы возможного.
Да, это здорово! Главное, чтобы было у кого учиться и кем вдохновляться.

Тебе понравилось жить в Гетеборге?
– Это мой первый опыт в Западной Европе. Многое, безусловно, понравилось – простота жизни, решения вопросов. Но я уже тогда начал понимать, что не бывает белого и черного – весь мир серый, где-то плюс, где-то минус. Мне это помогло. Я до сих пор считаю, что нет идеальных мест, ради которых все можно бросить, продать и уехать. Или, наоборот, навсегда остаться. Нужен творческий подход. Мир глобален, особенно если у тебя it-специальность! Ты можешь начать проект в Крыму, закончить в Амстердаме, после этого поехать на встречу в Нью-Йорк и вернуться потом в село под Киевом и там что-то дописать. Это нормально, лишь бы у тебя был ноутбук и вход в интернет. Мне понравилось жить в Швеции, но это было не то, ради чего можно все бросить и остаться.
Мне очень нравится этот подход к жизни и путешествиям. Весь мир - на ладони, и нужно жить в мире, а не в городе! Я за движение, без привязки к единому месту. Сегодня здесь, завтра - там.
Но ты же видел какое-то несовершенство, правильно?
– Да! И у меня, и у Кости было огромное желание начать делать свои продукты. Достало писать под заказ, а главное, что напрягало, – нет позитивного фидбэка от пользователей. Нет хороших отзывов. Сервисный бизнес – как парикмахерская: ты приходишь в салон, тебя постригли, тебе понравилось, ты заплатил, сказал «спасибо» и все. Парикмахер редко слышит хорошие отзывы. А вот если тебя постригли плохо, ты будешь вываливать негатив.
Если продуктовик придумал Skype, Facebook, то все говорят: «Wow, какая идея, как круто, ты молодец!» и т. д. Нам не хватало таких фидбэков, и мы всегда пытались делать какие-то продукты, искали возможности, у нас было до 10-15 инициатив. Просто большинство из них умерло: мы не умели, не дошли до коммерции или еще что-то помешало.
Вариантов было несколько: мы сами думали, где что можно улучшить, или к нам приходили западные заказчики и начинали торговаться. Мы отвечали: «Хорошо, давайте мы упадем по цене, но получим долю этого продукта». Пробовали по-разному.
Мы сейчас идем именно по этому пути. Стрижем людей за "спасибо" и двигаем инициативы.
Мы познакомились с СЕО Анатолием Говердовским, стали друзьями и обнаружили в какой-то момент, что так же, как и нам, ему тоже надоело заниматься сервисом, хочется разработать свой продукт. Идея «подкралась незаметно». Мы купили CRM-автоматизацию Outlook и надеялись, что скоро увидим замечательные отчеты, дэшборды, с помощью которых будем лучше управлять компанией. Но оказалось, что наши сотрудники ее не используют, а продолжают жить в своем инструментарии.
На вопрос, почему так происходит, последовал откровенный ответ: «Вы купили систему CRM для себя, вы хотите видеть репорты и т. д. А нам она работать не помогает, только отнимает время. У нас есть то, что есть, нам с этим хорошо. Либо мы будем бегать, продавать и приносить деньги в компанию, либо сидеть в офисе и заполнять эту системку, чтобы вы видели хорошие отчеты».
Мы решили: «Ок, но мы же не можем быть сапожниками без сапог. Давайте мы вам сделаем интеграцию с тем, что у вас есть, и с тем, что мы хотим видеть». После этого написали «продуктик» для внутреннего пользования. Самое смешное – поначалу даже не было идеи, что именно он станет глобальным. Мы надеялись на другие разработки. Но когда это сделали, когда увидели, как этим начали пользоваться, подумали: «Wow, так это решение, наверное, не только для нашей компании. Давайте-ка проверим».
Тут наступил важный момент, через который, думаю, проходят все продуктовые разработчики. Как понять, действительно ли это кому-то в мире нужно, или только тебе одному? Мы приняли правильное решение. Чуть ли не все деньги, которые были потенциально выделены на этот проект, направили не в разработку, не в R&D. Мы собрали вещи и поехали на выставку в Сан-Франциско, заплатили за стенд. Я, кстати, призываю ездить выставляться. Показали наши полуработающие прототипы. Основная задача – получить отзывы от всех: от самих сотрудников sales force, от пользователей sales force, от аналитиков, от блогеров.
Мы получили хорошую прессу. С одной стороны, это был кладезь будущих идей. С другой – нас подтолкнули к мысли, что этот сегмент, возможно, не «каток», надо делать прорубь, здесь может быть рыба. Решили, что попытаемся ее ловить. С этого началась история InvisibleCRM
Крутая история. А ведь выстрелил InvisibleCRM, действительно известный продукт. Мы уже столько мучаемся с MS Dynamics, что наверное пора подключаться к армии пользователей продукта Влада Воскресенского. Уверен, он даст мне скидку, услышав историю своей компании из моих уст:) Собственники такое любят:)
Смотрели на то, как люди реагируют, – либо попытками скачивания, либо фид- бэками и количеством заходов на сайт. Так мы выбрали три приоритетных продукта, на которые, как мы понимали, у нас хватит сил. Остальные просто отложили в сторону.
– Они все еще в папке?
Они уже морально устарели, а может быть, просто были мертворожденными. К этому нужно относиться нормально. Рынок дает тебе ответы, что нужно делать, а что нет. Это справедливо и для маленькой компании, и для большой. Посмотрите на Google – он покупает компании за миллионы долларов, поиграется с ними и, если видит, что что-то не так, просто избавляется от них. В этом есть смысл. Нужно оставаться сфокусированным на том, что тебе приносит деньги, либо на том, что у тебя в фокусе продуктового развития.
Нужно пробовать все подряд, без страха провала, и в итоге цепляться за те несколько решений, которые находят отклик
– Вы работаете в сегменте SaaS. Это облачные решения?
– Наше решение не облачное, потому что оно интегрируется с персональным окружением, но оно обязательно работает с облаками. Понятно, что SaaS – это тренд. Все в мире двигаются в сторону SaaS, инвесторы не дадут вам денег, если вы не говорите о SaaS. В реальности, если посмотришь на мир вокруг, то еще много существует и не SaaS-решений. У InvisibleCRM прагматичный подход. Мы обожаем работать с SaaS-решениями, но мы также работаем с другими решениями.
– В 2004 году облачный сервис еще не существовал. В 2013-м объем рынка составил 131 млрд долларов. Средний рост сервисов с 2008 года составляет 60 процентов. Буду- щее за облачными сервисами?
– Будущее однозначно за облачными сервисами. Нужно сквозь эту статистику видеть реальность. Это не означает, что просто растет сегмент автоматизации. Просто очень много вендоров переходят в облака. Они это делают потому, что пользователям так удобнее. Тренд сохранится, в конечном итоге победит персональную автоматизацию, и будут просто персональные облака или multy-tenant-облака, однозначно.
– А какая участь постигнет «коробочный софт»?
– Никакая, поставим ему памятник. Такая же участь, как постигла софт под MS Dos без графического интерфейса.
Будущее уже наступило - все в облаках. А "коробочному софту" поставим памятник:)
– Скоро многие сотрудники или начальники отделов будут сами выбирать программные решения, потому что для этого нужно не звонить своим сисадминам, а просто выйти в облако.
– Вот почему за этим будущее. Я не думаю, что всем сисадминам придется отправиться на пенсию. У них изменится парадигма работы. Вендор софта, который не пытается сейчас двигаться в эту сторону, – уже потихоньку проигрывает. Умные технари, принимающие решения о покупке, задают вопросы: «А как объяснить моим туповатым в it, но умным в бизнес-процессах аналитикам, чтобы они не бегали ко мне и не просили настроить софт, а сами сидели бы себе и настраивали? Дайте мне для этого интерфейс». За этим будущее.
Наш продукт как раз решает подобные проблемы. Правда, мы его позиционируем как решение для админов. Хотя оно такое простенькое и интерфейс такой милый, что и аналитиков стоило бы за него посадить. Ну ладно, не о моих продуктах сейчас:)
 Офис в Силиконовой долине – обязателен для компании, которая делает продукты для глобального рынка?– Однозначно. Без этого никуда. Весь рынок там. Если вы привезли на рынок картошку, вам нужно стоять на перекрестке, а не за гаражами.
Однозначно.
 - Мы ежегодно утверждаем бюджет на следующий год. У нас и инвесторов есть понимание, что венчурный бизнес имеет долгосрочный горизонт. Мы не увидим, результатов на следующий год.– Понимаю. Как говорил Альберт Эйнштейн, «если ты хочешь быстро увидеть результаты своего труда, становись сапожником». Ваш холдинг дал вам commitment, что вас поддержат все эти годы?
– У нас такой commitment есть, наша модель рассчитана на пять лет
Наши инвесторы это понимают через раз. До многих долго доходит возможность выхода на безубыточность через 5 лет. Но ничего, переубеждаем по-немногу.
Процитирую Цукерберга (Zuckerberg): «Самый большой риск – не рисковать. В мире все меняется очень быстро. Единственная стратегия, которая гарантированно потерпит неудачу, – не рисковать»
Чудесная цитата, как по мне. Марк знает что говорит:)
Основные управленческие компетенции для построения успешной аутсорсинговой компании – умение быстро меняться, быть открытым к рынку, хорошо работать с заказчиками. Тебе принадлежит высказывание: проект надо сделать лучше, чем ожидает заказчик. Плюс, большое внимание к человеческому капиталу, созданию правильной корпоративной атмосферы.
– На базовом уровне успех компании определяют ценности, миссия. Миссия нашей компании – делать успешными своих клиентов через разработку программного обеспечения. Мы требуем от наших сотрудников не просто произвести качественный продукт, а сделать успешным нашего клиента. Это близкие понятия, но такой подход меняет мировозрение людей. Если ты сделал программный продукт, но клиент не успешен, ты не выполнил свою миссию. Такова наша философия.
Это по-моему Тарас Кицмей говорит. Классный дядька.
Есть ли некая специфика, которая характерна только для разработчиков программного обеспечения Украины? Например, я – заказчик и имею некую конкретную задачу. Как мне выбрать между игроками в области офшорного программирования из разных стран? Представляешь мою логику? Есть конкретная задача – я могу разместить заказ в Индии, Китае, Украине. Как мне принять решение?
– Каждый раз, когда мы работаем над новым проектом, много инвестируем в начальное исследование, чтобы дать клиенту решение этой проблемы. Мы инвестируем в создание решения, на этой основе даем предложение. Наш конкурент дает свое. Наше предложение – технологическое решение, их предложение – команда: «Мы дадим вам столько-то классных Java-девелоперов, программистов – и работайте с ними». А мы предлагаем решение. Большая разница.
Вот! В пре-сейл нужно инвестировать! Это как ловля на живца! До нас уже почти дошло:)
Сейчас мир так быстро меняется, и в нем всплывает такое большое количество «черных лебедей» вроде «Гугла», «Фейсбука», других, которые меняют картину мира. На самом деле, Талеб в своей книге не говорит о том, что угадавший «черного лебедя» заработает все деньги мира. Он говорит о другом: если помнить, что эти лебеди бывают, то можно деньги не потерять. Это две совершенно разные вещи. Сама философия книги заключается в том, что всегда нужно помнить: в мире существует неопределенность.
Я читал Талеба (вернее слушал аудиокнигу) и вынес ту же суть - все может поменяться в одночасье. Так же, как и новый рынок может вырасти за неделю из ничего и перекроить стратегические да и тактические планы каждого.. В общем - готовимся к неожиданному, к черным лебедям. Они везде:)
Нужно любить и уметь экспериментировать. Предприниматель – это, в первую очередь, исследователь. Конечно, мы используем все имеющиеся данные и инструменты для минимизации рисков. Но в любом случае, даже когда все инструменты использовал, риски минимизировал – все равно, у тебя либо получится, либо нет.
– С моей точки зрения, предпринимательство – это умение брать риски. Это от- личает его от других занятий. Уметь просчитывать риски и их нести. Мне очень понравилось высказывание Цукерберга (Zuckerberg): «Сегодня самый большой риск – не брать на себя никаких рисков». Я с ним согласен, поскольку сам являюсь предпринимателем.
То же самое, но очень важно и правильно. Сегодня самый большой риск - не рисковать.
«Фокус на действии – это ключевой принцип моей жизни. Я всегда фокусируюсь на действиях, я ненавижу, когда за знанием и философией не стоит сильное и мощное действие». Согласен?
– Абсолютно поддерживаю. Это и про электронную коммерцию. У нас в компании я создал список «пяти книг, которые обязательно нужно прочитать». Все они – про электронную коммерцию. Их объединяет одно: если ты пришел в онлайн-ритейл, есть две новости: хорошая и плохая. Хорошая: он огромный. Плохая: если ты не собираешься работать 6 дней в неделю, то скоро ты из этого рынка вылетишь. Огромное количество бизнес-процессов, работы, трудозатрат, несравнимых с другими бизнес-моделями.
Я бы не сказал, что онлайн-ритейл здесь прямо стоит особняком. Необходимость действовать, много учиться и работать - единственно правильное решение, для каждого, кто хочет не выпасть из расшатывающейся лодки глобальной конкуренции. В любой индустрии.
Группа берет на себя неприятные заботы, которые сопровождают любой бизнес...- ... давая компаниям возможность развиваться. Только тогда они смогут полностью реализовать свой потенциал.– Интересный подход. Денис Довгополый рассказывал мне, что в свое время он решил прийти в «Техинвест» именно по причине того, что ему надоело заниматься юридическими, налоговыми и административными вопросами. Он захотел только развивать бизнес, считая, что большая компания эти вопросы возьмет на себя. С налоговой общаешься ты и твои подчиненные?
– Да.
Это про то, зачем нужен холдинг. Я и сам работаю в компании, которая входит в холдинг, поэтому хорошо, когда осознаешь, зачем холдинг:) Чтобы компании занимались бизнесом, а холдинг их обслуживал.

Иностранный инвестор в классическом варианте, – я никого не хочу обидеть, – отличается от локальных инвесторов: локальные заинтересованы в проектах, которые принесут доход завтра. Если мы вложили деньги, нам нужен быстрый возврат. Никто не готов инвестировать семь лет и ждать, что, возможно, через семь лет будет достигнута безубыточность, а возможно, и нет. У иностранных инвесторов другой подход. Они видят, что проекты прибыльные, показывают какие-то результаты в Европе, что они успешны, поэтому они и здесь вкладывают в аналоги. Они понимают, как это будет развиваться, готовы вкладывать, ждать, платить все налоги.
Об этом чуть выше было, но все также актуально... Не будет завтра возврата инвестиций, не бывает такого.
– Любой бизнес идет по пути сегментации. Возьмем автомобильную отрасль. В 1920 году было несколько сотен серийных моделей. Спустя менее чем сто лет серийных моделей – уже около 20 тысяч. Появились быстрые машины, большие, маленькие, такие, сякие, хотя раньше была идея, что машина переезжает из точки А в точку Б. Точно так же, когда появился Google, он говорил: вот поиск для всего, мы можем найти все. Сейчас происходит сегментация. Эл Райс (Al Ries) придумал такое понятие – дивергенция. Google распадается на много разных поисковиков: по туристическим услугам, по работе, по автомобилям, по товарам. В США это уже идет полным ходом. До нас все это еще докатывается, но будет много поисковиков, которые решают свою узкую задачу, но делают это лучше всех.
Да. Так появились локальные аггрегаторы, сплошь и рядом появляются глобальные. Куда вы пойдете, чтобы заказать гостиницу - на букинг, аггрегатор отелей. А заказывать такси - на убер, аггрегатор таксистов (в Украине пока уклон). Ну и так дальше...
Бизнес всегда остается бизнесом. Законы офлайнового бизнеса те же, что и в интернете. Вам нужно найти ценность (value), которую вы можете дать клиенту, и за которую он готов заплатить.
Ничего не поменялось:)
Недавно кто-то написал мне в Twitter, что украинским предпринимателям надо запретить делать локальные компании. Для интернета – очень справедливое утверждение. Там, где у вас нет заводов и физической привязки, делать что-то, ориентируясь только на локальный рынок, – преступление перед самим собой.
Нужно делать глобальные решения:) но аккуратно. Почему? Смотрите следующую квоту:
Если вы выходите на другие рынки, нужно понимать, что там ставки выше. Если ваша бизнес-модель работает в Украине, то есть шанс, что она сможет заработать и в других странах. Но если она не работает в Украине, то очень мало шансов, что она заработает в другом месте. Чем популярнее язык, на котором раз- говаривает страна, тем в моем секторе выше конкуренция. Очевидно, что самая большая конкуренция – это англоязычные страны. Английский знают много людей, многие таргетируют эти рынки. Чем менее популярен язык, например, венгерский, польский, тем легче там завоевать лидерство, потому что меньше конкуренция
Вот с них и начнем:) С плавной экспансии с Восточной в Западную Европу:)

1 комментарий:

  1. Прочитал от корки до корки, хоть вроде итдалек от сферы) спасибо

    ОтветитьУдалить